Разработка сайта: как не ошибиться с ценой

Ищем баланс цены, качества, скорости и рисков разработки.

Автор статьи
Юлия
Веб-редактор

В Санкт-Петербурге более 750 веб-студий со штатом от 2 до 20+ человек. Студии отличаются друг от друга квали­фикацией сотрудников, особенностями ведения проектов и способами ценообразования. Выбрать подходящего исполни­­теля — непростая задача для заказчика.

Крупное известное агентство, небольшая успешная студия или фирма из пары разработчиков? При выборе опреде­ляющими для заказчика должны быть:

  • потребности — простой или сложный проект;
  • приоритеты — цена, качество, время исполнения, отсутствие рисков.

По соответствию потребностям и приоритетам заказчиков все веб-студии можно поделить на три группы. У каждой из групп свои особенности ведения проектов. Их удобно представить в виде трех схем.

Схема 1. Примитивная

Над проектом работает минимум участников: заказчик, ди­зайнер и программист (или дизайнер-программист в одном лице).

Создание сайта по этой схеме могло бы обойтись дешево, если бы не крайне высокие риски получить неудовлет­во­ри­тель­ный результат. Чтобы чуть снизить их, заказчик должен быть готов к серьезному личному участию в работе над проектом и постоянно контролировать процесс выполнение задач.

Однако заказчик не может учесть все детали. А исполнители, которые работают по этой схеме, часто не дотягивают до уровня специ­алистов из-за нехватки знаний и опыта. Возможно, ребята справятся с простым проектом. А вот раз­работка нетипового сайта в большинстве случаев обречена на провал.

Разработчики, которые используют «примитивную» схему, часто не дотягивают до уровня специалистов
Схема 2. Эффективная

Проект с расширенным составом участников: заказчик, менеджер проекта, проектировщик, дизайнер и несколько программистов.

Важная особенность этой схемы — разделе­ние функций управления и разработки. Связующим звеном между заказчиком и разработчиками выступает менеджер проекта. Он помогает достичь взаимопонимания сторон и оптимизирует рабочие процессы.

Менеджер проекта помогает достичь взаимопонимания сторон и оптимизирует рабочие процессы

Следующая особенность — введение роли проектировщика интерфейсов (он же дизайнер-проектировщик, юзабилити-специалист, ux-designer или ui-designer). Суть его работы заключается в планировании функционала будущего сайта и создании прототипов — схематичных «набросков», на которых закладываются все возможности сайта, отмечаются принципиальные моменты, касающиеся вида, расположения и работы тех или иных элементов. Готовые прототипы передаются дизайнеру, который на их основе разрабатывает стилистику будущего сайта и создает дизайн-макеты.

Проектирование — обязательный этап разработки сложных сайтов. Только качественно спроектированный сайт будет работать так, как необходимо заказчику и удобно пользователю. А значит, не придется тратить время и деньги на его исправления.

Конечно же, при расширении проектной группы увеличиваются бюджет и затраты времени. Однако именно те студии, которые четко разделяют задачи между сотрудниками, как правило, обеспечивают качественное выполнение работы.

Cтудии, которые четко разделяют задачи между сотрудниками, обеспечивают качественное выполнение работы

Схема 3. Перфекционистская

Проектная группа включает полный состав участников: от одной стороны — заказчик и его представитель, от другой — менеджер проекта, аналитик, проектировщик, несколько ди­зай­не­ров и программистов.

Как и на второй схеме, здесь разделены функции управления и разработки. Со стороны заказчика может быть привлечено дополни­тельное лицо — его представитель.

В команду разработчиков введена роль аналитика. Его работа связана со сбором исходных данных о деятельности компании, анализом сильных и слабых сторон ее пози­ционирования; эффективности и недостатках действующего сайта и т.п. Результаты работы передаются проектировщику, который ис­пользует их при планировании функционала будущего сайта.

Работа над проектом по такой схеме подразумевает детальную проработку на всех этапах. По сравнению с предыдущим этот подход позволяет добиться еще более высокого качества реализации проекта. Однако он тре­бует больших временных и денежных затрат.

Работа по этой схеме требует значительных временных и денежных затрат

Как не ошибиться с ценой

Уважающие себя студии, не готовые рисковать доверием заказчиков, используют вторую и третью схемы. Конечно, такая организация процесса сказывается на бюджете проектов. Но именно она позволяет выполнять работу максимально качественно. Тогда как реализация первой схемы зачастую оказывается разработкой сайта за два дня «на коленке».

Итак, перед выбором студии заказчику необходимо определиться со своими потребностями и приоритетами. Затем проанализировать работу интересующих студий, чтобы отобрать круг исполнителей, которые работают по нужной схеме. И уже из них выбрать наиболее подходящую студию. При этом важно понимать, что качество, цена, скорость разработки и возможные риски — это взаимосвязанные факторы.

Можно гнаться за ценой и скоростью в ущерб качеству. А лучше — выбрать их разумный баланс